Назрань — город на юге России. Административный центр
Назрановского района Республики Ингушетия, в состав
которого не входит. Город республиканского значения,
который образует одноимённое муниципальное
образование город Назрань со статусом городского округа
как единственный населённый пункт в его составе.
Крупнейший город республики Ингушетия, являющийся её
экономическим и культурным центром. Датой основания
населённого пункта Назрань принято считать 1781 год,
когда офицер Русской армии Л. Л. Штедер, проводя
картографические исследования Сунженского края, указал
на карте сторожевой пост на реке Назранке.
В 1992 году в Назрани временно была образована администрация вновь образованной
Ингушской Республики в составе Российской Федерации.
Город не являлся официальной столицей, но осуществлял функции административного
центра Ингушетии до 2000 года, пока не была образована столица современной
республики в специально построенном для этого городе — Магасе, расположенном в 4
километрах от Назрани.
В городе с большим количеством производственных предприятий проблемы
техносферной безопасности стоят особенно остро. Статистика с экономическим
ущербом и гибелью людей свидетельствует о необходимости совершенствования
системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров, внедрением,
обеспечением функционирования и совершенствованием системы управления
охраной труда и безопасности жизнедеятельности. От адекватного осуществления
управления системой охраны труда зависит как благополучие людей, так и
устойчивость объектов при чрезвычайных ситуациях.
Согласно ч.1 ст. 217 Трудового кодекса РФ каждый работодатель должен создать службу
или ввести должность специалиста по охране труда, если одновременно выполняются
два условия: численность сотрудников превышает 50 человек и работодатель ведет
производственную деятельность, под которой понимается совокупность действий
работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в
готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов
сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч.9 ст.209 ТК РФ). Если
сотрудников не более 50, то работодатель решает вопрос о создании службы охраны
труда или введении должности штатного специалиста с учетом специфики
производственной деятельности (ч.2 ст.217 ТК РФ).
Многие организации, особенно небольшие, считают, что положения статьи 217
Трудового кодекса РФ на них не распространяются, так как они оказывают различные
услуги и у них нет вредного производства. Однако такая трактовка неверна и грозит
работодателю привлечением к административной ответственности. Трудовой кодекс
РФ относит к производственной деятельности не только изготовление и переработку
продукции, сырья, но и строительство, оказание услуг (ч.9 ст.209 ТК РФ). Например,
банковская деятельность, связанная с кредитованием, расчетами и кассовыми
операциями, хранением и перевозками ценностей, относится к сфере услуг. Поэтому
положения статьи 217 Трудового кодекса РФ распространяются даже на кредитные
организации (письмо Центрального банка РФ от 13 марта 2007 г. № 31-3-8/562).
Игнорировать требования об охране труда накладно – штрафы доходят до 200 000
рублей (ст. 5.27.1 КоАП РФ).
На должность специалиста по охране труда организации численностью более 50
человек может назначаться только работник, имеющий специальную подготовку в
области охраны труда.
Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559 «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и
специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», приказом Минтруда
России от 04.08.2014 № 524н «Об утверждении профессионального стандарта
«Специалист в области охраны труда» установлены требования к образованию
специалиста в области охраны. Он должен иметь специальное образование:
– высшее по направлению «Техносферная безопасность» или аналогичным
направлениям (специальностям) по обеспечению безопасности производственной
деятельности;
– либо высшее и дополнительное профессиональное (переподготовка) в области
охраны труда;
– либо среднее профессиональное и дополнительное профессиональное
(переподготовка) в области охраны труда.
Также в профстандарте указано, что при наличии среднего профессионального
образования необходимо не менее 3 лет стажа работы в сфере охраны труда.
Для организации качественной работы по техносферной безопасности и охране труда
нужно, чтобы специалисты, отвечающие за эту работу были профессионалами своего
дела, а это невозможно без качественного образования. Задачей обучения по курсу
«Техносферная безопасность: охрана труда» является подготовка специалистов по
техносферной безопасности и охране труда для обеспечения практической
деятельности в этой сфере.
Предлагаемая программа обучения полностью соответствует требованиям
Профстандарта «Специалист в области охраны труда» (Приказ Минтруда России от
04.08.2014 № 524н).
Обучающийся, полностью прошедший весь курс обучения и успешно прошедший
итоговую аттестацию (компьютерное тестирование) по данной программе, получает
диплом о профессиональной переподготовке с присвоением новой расширенной
квалификации «Руководитель службы (специалист) по охране труда». Данный документ
подтверждает профессиональный уровень обладателя и его право осуществлять
квалифицированную деятельность в сфере техносферной безопасности и охраны труда
во всех организациях и учреждениях на всей территории Российской Федерации.